Главное меню:
ЯЗЫК-КУЛЬТУРА-ЛИЧНОСТЬ
17 июня 2022 года преподаватель Новосибирского кооперативного техникума имени А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза Колокольников П.А. принял участие в обсуждении вопроса влияния чтения и процессов становления языковой культуры личности на формирование ценностных установок у детей и подростков. Академический час "Язык-культура-личность" был организован Новосибирской областной детской библиотекой им. А.М. Горького.
На мероприятии выступили три докладчика. Порядина Мария Евгеньевна, старший научный сотрудник Российской книжной палаты, рассказала о читательских потребностях и возможностях, заострила внимание на терапевтическом аспекте чтения, которому часто уделяется меньше внимания, чем аспекту воспитательному. Мария Евгеньевна заметила, что невозможно приучить ребенка к чтению, если сам родитель не показывает ему пример, не получает удовольствия от чтения и читает «из-под палки». По ее мнению, ничто прочитанное не исчезает просто так, и каждый из нас занимается накоплением опыта, "чтением про запас".
Психолог Тюнькина Людмила Александровна о методе комплексной сказкотерапии: "Метод заявляет, что знакомство со сказками может исцелять от болезней характера и воображения". Людмила Александровна говорила о том, что нынешние родители доверяют "сказывание" сказок компьютеру и телевизору, не задумываясь, какие именно мысли закладывают в голову те истории, которые дети там видят – качественные ли они, поучительные, несут ли здоровую мораль. Сказки наполнены множеством смыслов, и метод обращает внимание на тот смысл, который для читателя является основным, потому что он может говорить о его душевном состоянии, ценностях, и способствовать терапии.
Доклад Тагильцевой Людмилы Георгиевны, кандидата филологических наук, был посвящен воспитанию молодежи на текстах древнерусской литературы. На примере знакомства молодежи с "Повестью о Петре и Февронии Муромских" докладчик рассказала, насколько мало мы знаем об истории, к которой приурочен отмечаемый с 2008 года День семьи и верности.
В ходе обсуждения преподаватели с разных городов России пришли к единому выводу вопроса чтения в современном мире. Огромное значение имеет качество выбранных книг и то, что будет загружаться в сознание ребёнка. Старые добрые сказки дают прекрасную почву для полёта фантазий и развития речи. Сказки полезны и добрые, и злые, главное, разъяснить в момент чтения, какие черты героев мы можем примерить на себя. Сказка помогает познать – что есть добро и зло, благородство и подлость. Конечно, чтение не может решить серьезные проблемы, но оно способно помочь не только отвлечься от проблем, но также предложить метод их решения.
Для формирования интереса к чтению Порядина М.Е. рекомендовала преподавателям и родителям несколько книг: "Тим Талер и проданный смех" Джеймса Крюса, "Сахарный ребенок" Ольги Громовой.
Чтение хорошей художественной литературы, саморазвитие и здоровая привычка к чтению книг своим детям решат не только проблему чтения в современном обществе, но и во многом помогут становлению как языковой культуры личности, так и формированию ценностных установок. Не зря говорят учёные, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает.